... ммм... чувствовать только с закрытыми глазами! МЕДИТАТИВНАЯ МУЗЫКА СОМЭЯ САТО
Сомэй Сато (1947) - выдающийся современный японский композитор. По словам музыкальных критиков, "это композитор послевоенного поколения, чей музыкальный язык представляет собой любопытное слияние японской тембральной чувствительности с романтизмом 19-го века и электронными технологиями. На его музыку оказали влияние идеи синтоизма, труды исследователя дзен-буддизма Судзуки, японское культурное наследие, а также мультимедийные формы искусства шестидесятых годов. Элегантный и страстный стиль Сато убедительно интегрирует эти разнообразные элементы в неповторимо индивидуальный подход к современной японской музыке". " Он пишет в своеобразном стиле, удивительно свободном от любых ограничений академизма." Музыку Сато часто сравнивают с сакральным минимализмом Арво Пярта.
"Сато полагается в первую очередь на протяженность одного звука, опирается на этот повторяющийся элемент. В случае Сато, однако, повторения воспринимаются скорее как вибрации из-за быстроты отдельных ударов в сочетании с чрезвычайно медленным общим пульсом. Это создает ощущение пребывания в ритмичном подвешенном состоянии, пойманном в рамки времени, которое, по сути, типично японское. Этот опыт можно суммировать в японском слове "МА", которое можно перевести как естественное расстояние между двумя или более событиями, существующими в непрерывности. В отличие от западного восприятия времени и пространства как отдельных сущностей, в японском мышлении и время, и пространство измеряются в терминах интервалов. Именно случайная концептуализация этих элементов является, пожалуй, главной чертой, отличающей японское художественное выражение от западного."
Композитор не стремится следовать модным авангардным течениям, его музыка лишена внешних эффектов. Произведения Сато глубоко интровертны, обращаются к внутреннему миру слушателя.
"Момент вечности, в котором музыка будто бы парит над привычной нам реальностью, переплетается с ней отдельными обертонами, в то время как основной ее тон лежит в мире духовном. Эта надмирность имеет невероятный эффект при внимательном, расслабленном прослушивании – музыка становится подвесным мостом, по которому можно преодолеть пропасть между двумя своими Я – тем, которое растворено в калейдоскопе восприятий и тем, которое вечно пребывает в недвижном созерцании."
"Моя музыка ограничена определенными элементами звука, есть и множество спокойных повторений. Есть также очень большое удлинение одного звука. Я думаю, что молчание и продление звука - это то же самое с точки зрения пространства. Разница только в том, что существует либо присутствие, либо отсутствие звука. Более важным является ли пространство "живым" или нет. Наше японское чувство времени и пространства сильно отличается от того, что есть на Западе. Например, в синтоистской религии есть термин "иманака", который является не просто настоящим моментом, а лежит между протяженностью прошлой вечности и будущего бессмертия, но также и является проявлением момента всего времени, которое является многослойным и многомерным .... Мне бы хотелось, чтобы слушатель смог отказаться от всех своих прежних представлений о времени и приобрел опыт нового чувства времени, представленного в моей музыке, как будто вечность можно прожить в одном мгновении"